Иван Нечипоренко: "Как говорил Киркоров…"

/ Мария Галата, Макс Сергеев

  • Иван Нечипоренко
  • Александр Мацоцкий

Иван родился в Донецке и с раннего детства занимался всевозможными видами спорта. С годами список рос и от детских увлечений шахматами, авиамоделированием,  велосипедами и плаванием, развился до дзю-до, вольная борьба, самбо, волейбол, бокс, американский футбол, фитнес, теннис, мотоциклы…

Желание знать как можно больше, довело нашего героя до… двух высших образований, второе из которых (магистр международной экономики - КНЭУ) надолго связало жизнь с коммерцией.

Мотожизнь для Ивана началась очень рано. До 12 лет он, со своими братьями, объезжал всевозможные мопеды, "явы", "ижи", "мт"… дебют же пришелся на "Карпаты". Была и Hondа, другие иностранные бренды и пауза в 20 лет. Уже в 33 года довелось сесть на стрит-файтер от Suzuki, общение с которым завершилось ДТП. Восстановление после двух операций и мысли о том, что в той ситуации избежать аварии было невозможно, привело к тому, что о мотоциклах пришлось забыть еще года на три.

- Когда появилось желание вновь сесть на байк, я обратился к статистике, - говорит Иван Нечипоренко, - либо спорт, либо стрит. На мой взгляд, стрит - отличный дорожный мотоцикл. На данный момент, можно разделить два направления подобной техники. К примеру, если сравнивать два мотоцикла от BMW, то у них есть бешенный S1000R, и есть, допустим, BOXER R1200 R. Один провоцирует крутить до высоких оборотов, другому хватает низов и первых передач. Тот факт, что мотоциклы предназначенные для города стали злее, но менее провоцирующие на сверхскорости - это правильный путь.

В общем, я проанализировал статистику зависимости попаданий в ДТП от типа мотоцикла и купил более безопасный спорт-турист Honda CBR1100XX - BlackBird. Это легендарный, надежный байк, очень удобный, понятный, хорошо рулится, с комбинированными тормозами, антиклевковой системой… в общем то что нужно! Он достаточно мощный, но не провоцирует резко разгоняться, он едет в начале ручки газа, но хватает и динамики, и руления, вместе с тем достаточно комфортный, на нем было бы приятно попутешествовать. Хотел прокатиться за рубеж, но так и не нашел компанию, а может времени. Так получилось, что продавец имел в арсенале Honda CBR600RR, поговорив с ним о необходимости оттачивания профессиональных навыков вождения на треке (сказал, мол, давай на кольцо: лучше дурачится там, либо на карточке, будешь кайфовать), решил купить и этот спорт-байк. Тем более мот был уже подготовлен и Дима Орлов (продавец) уже с ШКМГ завязал.

Купил я второй байк, покатался на кольце, понял - мое, не страшно, понравилось! Вес у меня тогда был больше, чем сейчас, и это мотивировало сместиться от качалки к фитнесу, растяжкой заняться, стать более гибким, более поджарым, подвижным, больше уделить внимания кардиотренировкам, выносливости. Я понимал, если ехать в чемпионате и перемещать по байку 98 кг. на протяжение всей гонки - проблема.

Начинал я тренироваться в 2013-м с Александром Мацоцким, мне его порекомендовали как самого продвинутого парня в мотогонках. Он посадил, показал, выкатал, в общем дал азы, за что ему признателен. Затем начал ускоряться, пару раз падал из-за неправильной посадки, понял, что мот не очень удобный для меня - маловат. Раздвигал клипоны, перемещал лапки - не то... Хотел попробовать другой байк, побольше и покомфортнее. В начале 2014 еще тренировался на Honda, но затем поймал хайсайд, разбил мотоцикл, не ездил месяца полтора и решил менять коня. В итоге выбор пал на BMW S1000RR. Сел, попробовал, купил. Аппарат очень мощный, удобный, к тому же литр, в котором не 157 сил, как раньше, все-таки 200, он уже был с продвинутой электроникой, трекшн контролем, ABS и тд. Таким "зверем" нужно управлять умело и я снова взялся за тренировки, но уже с Юрием Михальчиком. Тогда его сын Илья уже участвовал в STK 600 на мировых чемпионатах, имел опыт тренировок на мировых треках, общался с тренерами  пилотами STK, SBK, Moto GP…

Начали с тренировок на пит-байке, отрабатывали разгон-торможение, правильное свешивание, контр-руление и др. элементы трековой езды. Всем надо садиться на питбайк, отрабатывать вестибулярный аппарат, научиться понимать, что такое ехать в колено, ехать в локоть, на месте, по кругу, делая восьмерки, проезжая между фишек… Главное, что эти тренировки происходят на значительно меньших скоростях и на мини-байке, что нивелирует сильные травмы при падениях, а их за тренировку могло быть более 10-ти. 

Дальше Юрий поехал работать в Европу с Ильей, пригласил меня, а я согласился. Поездил по европейским трекам (Словакия, Италия, Испания). Скажем, результаты у меня были не очень, но я пытался найти свой стиль пилотирования, правильно сидеть на байке, больше отработать технику, чем результат. Можно добиваться результатов силами не имея техники, но потом опять же упрешься в какую-то стену и поменять свой стиль будет уже сложно. Между поездками на треки тренировались на картинговом в Блокбастере, даже при -18. На мировых треках ведь совсем другие скорости и перегрузки для организма. К этому необходимо привыкнуть. А привыкание – это как раз вот этот маленький байк, езда по кругу, езда восьмерками, езда по маленьким тррассам. Это позволяет мозгам привыкать к этим перегрузкам в торможениях, в поворотах. Хоть и небольшим перегрузкам, но уже будет понимание входов, сносов колес. Даже если ты упал, то ты упал на 20 км/час – это ничто по сравнению с треком, где эта скорость за 200. Катал я на семи треках, что является неплохим опытом. Понравилось везде, а потому немного расскажу о каждом.

Словакия Ринг - для самых молодых. Близко находится, очень классная, продуманная инфраструктура, свежее покрытие, много поворотов, сложный трек, но для украинцев он самый привлекательный. Во-первых - 1200 км, во-вторых - не такая высокая цена, как в Европе. Это не трек Moto GP, он больше локальный, но очень качественный. 

Дальше Италия. Мизано. Очень классный, достаточно сложный, со сложными изгибами, мировой трек Moto GP. Неплохой, но больше понравился Муджело, который считается одним из самых скоростных треков Moto GP. На нем высокая средняя скорость, большой прямик, на котором достигали скорости 324 км/ч. Мне там удалось ехать за 280, ощущения те еще… Он находится во Флоренции, очень живописные места в зеленых горах, совсем не как в Испании. В Испании камни и песок, а здесь красота, флорентийские стейки, вино, и тд. Для меня это еще и отдых, как и для многих, кто приезжает на европейские треки зимой. Там много немцев, англичан, французов, которые выбираются и отдохнуть, и покататься, и просто развеяться. 

Дальше последовала Испания, так как в Италии было уже холодно. Это Картахена, Альмерия. Мне очень понравилась Картахена, такая сложненькая и с подковыркой. Если его не знать, то вылететь из поворота можно с легкостью. Валенсия считается неплохим треком, хотя меня не впечатлил. Ну и Арагон. Арагон находится высоко в горах, как по мне, это один из самых экстремальных треков. Он расположен в гористой местности, и резкая смена ветра происходит именно в зимних погодных условиях. Ночью там вообще до -1 было, днем +20. За счет таких больших перепадов и возникают сильные и порывистые ветра. На нем есть 2 шиканы, такие резкие перекладки, причем одна шикана находится за горой. И вот, допустим, едешь и ветер дует в спину, а въезжаешь в этот поворот, перекладка, и тебе ветер спереди слева. Немножко это пугает. Плюс такие затяжные странные повороты с перепадами высот, два прямика… бешеный и длинный трек.

В целом, Арагон, Альмерия, Муджело, Славакия Ринг – эти 4 трека я бы посетил еще неоднократно. Еще очень много треков в Германии, в Португалии, тот же Брно всем известный в Чехии, есть еще где побывать, попрактиковать.

Поколесил, посмотрел, получил море удовольствия, понял для себя, что 1-2 дня нужно для того, чтобы понять трек, вкататься. Изучать глазами – это одно, но необходимо по нему пройти, либо проехать на велике, посмотреть это в медленном понимании так сказать, провертеть его, прокрутить в голове перед заездом. Как бы ты по нему шел и в какие точки ты будешь попадать. Точка торможения, точка апекс, точка выхода. Ты должен у себя в голове на медленной скорости несколько кругов нарезать. Дальше, когда ты выезжаешь, у тебя мозг ускоряется, начинает это все быстрее отрабатывать, но ты уже понимаешь порядок своих действий.

В какой-то из тренировок в Европе мне Юра сказал: «Ты овладел теми навыками, которые я тебе дал. Дальше ты их уже только закрепляй, скорость – она придет. Не забывай о технике, скорость появится сама собой. Только надо продолжать практиковать. И обязательно едь в чемпионат Украины. Это чемпионат, это не то, что ты просто приезжаешь на тренировку на расслабоне. Там уже нужна концентрация, четкое понимание того, что это гонка. Нельзя ошибаться, надо ехать четко, с холодным мозгом, все отрабатывать точно, не распыляться, все делать, как учили». 

Первые 2 этапа были в Полтаве. Я занял два 1-ых места. Это было хорошим для меня стартом. Были достаточно опытнее и быстрее ребята, из Харькова, из Полтавы, но, к сожалению, они упали, и один, и второй, благо не так сильно повредились, но я видел, что есть и мне над чем поработать. После европейских треков полтавский казался мне очень маленьким, негде разогнаться, резкие перекладки, но все как-то отработал и результат не заставил себя ожидать. 

Дальше поехали в Одессу, это было в конце июня. Очень понравился этот их, так называемый, трек: асфальт классный, организация классная, погода классная. Я заявился в Дебюте, но со временем как полупрофи меня сказали, что в Дебют не пустят. Для зрелищности неправильно будет, если я на круг обгоню второго за собой. Сказали, что это все-таки не чемпионат, едь с профи. Результат оказался неплохим.

Дальше 3 и 4-й этапы в Киеве. Для меня они оказались, к сожалению, печальными. Мой байк, на котором я ездил в Европе, не успел вернуться, мне пришлось оперативно купить какой-то BMW, но я его не успел подготовить. В Одессе достаточно гладкое покрытие, а на Чайке надо очень четко подходить к подвеске. Мне не хватило времени на все эти манипуляции. Четыре круга ехал первым, держал хороший темп, а на пятом упал. Упал достаточно сильно, хайсайд на выходе из поворота Гусина. Хочется верить, что это была не моя ошибка. 

До следующего дня не успели восстановиться ни мотоцикл, ни я. В общем, пропустил я и оба этапа, что повлияло на годовой результат. К 5-му этапу только собрали мото, я пытался достичь того времени, которое было, но это оказалось не просто: болели и до сих пор болят бедро, рука, но обошлось без переломов.

Что в итоге? Получилось второе место в 5-м и 6-м этапах. Считаю, что неплохо. Парень, который победил, он давно тренировался, бывший кроссмен, с хорошим и большим опытом. Скажем так, я знаю, что мог лучше, но не позволило мое физическое состояние. Сейчас не о чем жалеть, надо просто сделать выводы и идти вперед. 

В этом году участников все-таки было приличное количество, многие показали хороший уровень в superstock и superbike, ребята начали ехать и быстрее, и качественнее, и заезды стали весьма интересными. Когда начинаешь подтягиваться к самым быстрым, это и мотивирует, и наполняет адреналином. 

Еще я понял, что грамотно нужно подходить к механикам, которые обслуживают твою технику и к самой технике. Очень внимательно нужно пересматривать подвеску, узлы перед выездом. Так уж получается, что у нас пилот должен разбираться в мотоцикле и, порой, самостоятельно все проверять. И все же есть механики с приличным опытом и знаниями, способные хорошо подготовить байк. Я нашел таких ребят в МPS RT - Андрей Костин, Игорь Голик, Рома Перегудов - все мне помогали, делились опытом. Мы немного выкатывались командой, я понял, что мне, в принципе, с ними комфортно, сервис под боком, в общем, сделал ставку на них. И в 6-м этапе мы с Владом Белым показали коллективный результат, став третьими в командном зачете. В следующем году  хочу обязательно побороться за призовые места. 

А вообще, начинать учиться нужно с тренером. Это позволяет получить нужные навыки и понимание намного быстрее, чем добывается подобное в самостоятельном режиме. К тому же, практика показывает, что наличие наставника позволяет избегать серьезных падений, что выливается в круглые суммы, так что лучше оплатить свое обучение, чем тратиться на ремонты. Ну и необходимо работать над своими эмоциями, готовиться психологически, нарабатывать, как говорит Юра Михальчик, эмоциональный интеллект. Киркоров говорил: «К звезде нужно идти подготовленным…» Вот также и к гонкам необходимо приступать, уже будучи всесторонне подготовленным. Эмоции, что в бизнесе, что в спорте, мешают, заставляют ошибаться, поэтому их просто необходимо контролировать. Это как перед экзаменом: ты подготовлен, а значит спокоен.

Вот со мной в Полтаве была ситуация во второй день. Первый ведь удался и меня чуть накрыло, захотелось быстрее и еще лучше проехать гонку. На 3-4 круге я вдруг замечаю, что перестал попадать в траектории, эмоции захлестнули и это привело к ошибкам. Выдохнул, проанализировал и оказалось что я еду по траекториям пилота, который двигался передо мной, а он, в свою очередь, ехал с погрешностями. Пришлось заставлять себя концентрироваться на своих точках, а не на конкуренте, темп улучшился, догнал одного, второго… и выиграл гонку.

Осознание победы не только над соперником, но и над собой - это отдельный кайф. В мотогонках это встречается постоянно и является своеобразным магнитом для тех, кто по-настоящему влюблен в гонки.