Невероятный Мартин Гарбуз.

/ Мария Галата, Макс Сергеев

  • Мартин Гарбуз
  • Александр Мацоцкий
  • Евгений Писарев

Ведь нередко случается так, что мы идем по улице и имеем лишь смутное представление о том, в честь кого она названа? И это не является проблемой, потому как мы и не обязаны владеть такой информацией. Однако, в нашем бизнесе (читай мотоспорте), где грань между жизнью и смертью невероятно тонка, считается хорошим тоном хоть немного знать о людях, имена которых время от времени появляются на афишах рядом со словом "кубок". Кубок Мартина состоится в Киеве в ближайшее воскресенье, а мы постараемся рассказать о самом Мартине Гарбузе.

Ранний.
Он был невероятным - делится воспоминаниями сестра Мартина - Марина. - Это был взрослый не по годам, позитивный и жизнерадостный человек, который уже после первой встречи запоминался навсегда. Лидер во всем и звезда везде… И я это говорю не потому что он мой брат.

Заниматься мотоспортом он начал когда ему было девять лет. Помню, мы с папой приехали на "Чайку", я была еще совсем маленькая, тогда только начали продавать кроссовые 60-ки. В то время дети не начинали ездить так рано на мотоциклах, стартовали в 13-14 лет и то крайне редко. И вот я попросила папу купить Мартину этот мотоцикл, потому что он был как раз для него. Так и начались занятия мотокроссом. Папа был успешным мотогонщиком, многократным чемпионом СССР, УССР, Украины, мастер спорта вот он сам его и тренировал. В основном это был мотокросс, так как ШКМГ начали развиваться только в 90-е, а до этого был период, когда шоссейно-кольцевых соревнований не было вовсе.

В ШКМГ Мартин пришел, когда ему было 14 лет, в 1999 году, и сразу очень успешно. В первый год он был в призах, а в 2001-2002, по-моему, стал уже чемпионом Украины по итогам сезона, в 2003 перешел в старший класс, в литры. Затем был период, когда он перестал ездить, а в 2004 году разбился.

Многие из тех, кто гоняется в данный момент, начинали под руководством брата. Он работал в качестве тренера последние годы, а из тех, кто ездит и сейчас - Саша Мацоцкий и Женя Писарев.

Помню перед одной из гонок у него сломался мотоцикл, а он поехал на другом. Сейчас это называется супермото, а тогда такого не было. На кроссовый мотоцикл поставили шоссейную резину и вперед. Если не ошибаюсь, это была 250-ка в классе 400сс. По ходу гонки Мартин упал в зрительском повороте, улетел в траву, поднялся и приехал вторым, после чего его увезла скорая с сотрясением мозга и другими травмами. В этом был он весь, никогда не сдающийся, борец до мозга костей.

Последним его мотоциклом был Suzuki GSX 750, который благополучно украли из-под дома. До этого была Honda литровая CBR. А еще раньше очень много кроссовых - Husqvarna, много Honda… Но самым любимым все-таки был джиксер, которого папа купил в 2002 или 2003. После злосчастных чизет, эта Suzuki, на то время, была одной из первых появившихся на наших дорогах. Прошло каких-то 14 лет и сейчас это звучит странно, но тогда парни ездили на чизетах, которые были настоящим раритетом.

«Ты да я да мы с тобой».
- Тогда не было школ, тогда в принципе тренеров по шоссейно-кольцевым мотогонкам не существовало. Были «ты да я да мы с тобой», что называется. Потому что в то время в Украине только-только возрождался шоссейно-кольцевой мотоспорт и те же Писаревы только начинали ездить.

Все соревновались только в Украине, не выезжали за границу. Наши ребята стали отправляться за рубеж с появлением Александра Фадеевича в году 2009-м. До этого были лишь единичные случаи и то исключительно на тренировки. Команд тогда тоже толком не было, как и самого командного зачета. Существовала группа энтузиастов, которые катались вместе и помогали друг другу. Они начинали с Писаревым, Максим Смертенко тогда с ними еще ездил… Понимаете, тогда весь мотоспорт состоял из… Мы все друг друга знали. Тогда не было еще огромного количества мотоциклов, как в наши дни. Каждый знал все байки в этом городе. Я могла опознать их всех поименно, пофамильно, по мотоциклам. Это сейчас их сотни и большая часть не то, что к мотоспорту не имеет отношения, они, мягко говоря, ездить умеют слабо. А тогда, как правило, ездили те, кто занимался мотоспортом и это была очень небольшая группа людей.

Кубок Мартина.
- Это было нашим семейным решением. Ведь изначальная идея проведения ШКМГ в Украине принадлежала папе, а Мартин стоял у истоков, так они вместе и участвовали в гонках, только в разных классах. Последние этапы чемпионата всегда попадают приблизительно на даты близкие к дате гибели брата и нам хотелось, чтобы все завершалось событием в память о нем. Не всегда удавалось проводить подобное, но, наверное, пришло время.

Будет кубок Украины, и в рамках кубка Украины будет заезд гандикап, в память о Мартине. Там иной принцип участия в соревнованиях: стартуют наоборот, от самого слабого по времени, с промежутками, которые высчитываются по специальные формулам для расчета времени старта, чтобы уравнять шансы ребят. Это даст тем, кто где-то уступает, небольшую фору, шанс появиться на пьедестале. Тем более награждать будут до 6-го места.

Решили выбрать именно такой формат во-первых потому, что в нашей стране он никогда не проводился, а это интересная практика. Много людей, которые ездят в хвосте и случается так, что рано или поздно, кто-то теряют надежду попасть на пьедестал. А тут у них будет такая возможность. К тому же по обычной системе этапы проводятся регулярно, а формат гандикапа позволяет посмотреть на гонку под другим углом и заинтересовать всех пилотов без исключения. Попробуй выбраться из последней тройки на стартовой решетке и доехать до пьедестала. Конечно, есть такие, которые доезжают, но это уже совершенно другой стимул, возможность, и навыки с опытом должны быть другими. Когда ты много лет едешь с большим отрывом первым, борешься только сам с собой и поблизости никого, то в какой-то момент можно вообще потерять интерес к гонкам. Ну а то, что гандикап будет интересен для зрителей - сомнений нет.