Особо опасна - Рима Сакуа

/ Мария Галата, Макс Сергеев

  • Рима Сакуа
  • Игорь Ковалевский
  • авария
  • The Riders
  • Юрий Михальчик

Мужчина на мотоцикле частенько смотрится неплохо, но когда на байке оказывается девушка, да еще и в роли пилота - это, практически всегда, то еще зрелище. Написанное выше однозначно про пилотессу Риму Сакуа.

- Мотоцикл? Это увлечение с детства, - начинает Рима. - С самого раннего детства, даже не вспомню когда, лет с 7 наверное. Мне очень нравились темы с машинами, с мотоциклами, с гонками. Смотрела Формулу 1, очень ее любила… Но, что касается спорта, то мне казалось это невозможным. Это где-то не здесь, далеко, в другой стране, в другом мире, а может и в другой реальности. Люди гоняются, все очень круто, невероятно…

Начиналось все с картинга. Один из моих первых выездов случился лет в семь, во время дня рождения друга. В итоге в меня врезались, разбили губу, а мама увидела и начала кричать, чтобы я больше никогда не садилась за руль карта. И такие ситуации продолжались долго. В девятом классе я училась в лицее до которого необходимо было добираться общественным транспортом. Так вот я ездила в маршрутке зайцем, ничего не ела, ради того, чтобы раз в месяц покататься на картинге каких-то десять минут. Такая вот запретная тема, возможно потому и ставшая столь желанной.
Раньше было так: что заберу, на том и еду. Все было, как у всех - явы, ижы, скутеры, а мама продолжала запрещать, мол, близко не подходи. До моих 16 лет она еще как-то сопротивлялась, а затем… сама привезла меня на картодром. Дело было так: я сказала, что покупаю скутер, и мне вообще все равно, что мама скажет, вопрос решен. И тогда она сказала: "Зачем тебе скутер? Давай мотоцикл?". Потом тянула и тянула время, пока я не поставила вопрос ребром. И тогда поступило предложение поехать к тренеру и если тот даст оценку, что я вменяемая, то мне помогут. В противном случае пришлось бы забыть о мотоциклах навсегда. На том и порешили.

Приехали мы к Игорю Ковалевскому. Проехала я тренировку, нервничала, как никогда, понимала, что здесь и сейчас если он скажет, что я особо опасна, или что у меня соображалка не работает, или еще что-то, то должна буду сдержать слово. Но мы встали с мотоцикла, Ковалевский подошел к маме и сказал: "Так, нам нужна 600ка, кожаный комбинезон и ботинки. Мы будем заниматься спортом". У меня горели глаза, а мама была в шоке. Долго она потом еще сопротивлялась, но со временем это все как-то наладилось. Вот подарила мне перчатки к последнему этапу чемпионата. В какой-то степени смирилась, даже начала интересоваться.
А вообще, огромное спасибо Ковалевскому и Маше Богатыревой, они тогда приняли в моем становлении активное участие. Объяснили маме, что коль я вбила себе байки в голову, то уже ничего не сделаешь, а если хочешь сделать – помоги, экипируй девочку… 

Тогда думала буду ездить по городу, кататься, хот-доги, все дела. Видимо я никогда не задумывалась про спорт, но уже через пол года тренировок даже в голову не приходило, что я хочу где-то по прямой поехать за хот-догом. И все же тренироваться систематически не получалось. В Донецке были проблемы с треком, его закрывали, открывали, мотоцикл мы таскали туда-сюда, какие-то травмы, финансовые трудности, затем я попала в дтп… Не получалось полноценного нормально сезона.

Сейчас работаю менеджером в мотосалоне. Продаю мотоциклы, экипировку, знания. Зачастую люди реагируют нормально на то, что девушка разбирается в мотоциклах иногда даже лучше них. С удовольствием делюсь той информацией, которой владею сама. Но бывают и такие, которые напрягаются из-за того, что представитель другого пола может что-то знать о технических нюансах байков.
Какие мотоциклы нравятся? Ямаха. Внешне мне и итальянцы симпатичны, Дукати, наверняка, очень многим интересен, но этот звук сухого сцепления… вызывает разочарование. Итальянская техника капризна, у меня она ассоциируется с какими-то дамами, дорогими, валютными, пафосными. Красивые очень, но капризные. Именно поэтому предпочитаю японцев - живучих, понимающих и прочных. Но даже у них у всех есть свои нюансы, характер. Хонды, на мой взгляд - мягкие, любезные, но мне на их 600-х мало места и посадка получается какая-то скромная, с аккуратно сложенными ручками… А хочется сесть так, чтобы страшно было, чтобы задевало. 

Мотоциклы Yamaha R6 были придуманы исключительно для трека. Высокая посадка, высокий центр тяжести с 70% веса впереди. Из-за этого, медленно ехать и крутить рулем просто неудобно. Однако когда входишь в поворот, то буквально поворота головы достаточно для движения по необходимой траектории, очень комфортно. Вообще мотоциклы мне нравятся все. Просто они такие разные. Сначала ты видишь сам байк, а уже потом смотришь на его технические характеристики.

Я вот подумала, что хочется сесть и попробовать Kawasaki. Сидела на литре. И если буду пересаживаться на литр, то это будет Кава. У него очень удобная посадка как по мне, по характеристикам тоже очень интересно. Если мы захотим претендовать на командный подиум, то кому-то придется пересесть на литр. Поэтому может у меня будет повод пересесть на Kawasaki. Но на 600ку не судьба. 
Люблю, когда все работает идеально. Возможно, потому что девочка. Вдруг что, у меня сразу начинается паника, звоню механику: "Капец!!! У меня ту это!!! Все тарахтит!!! Леха, ты себе не можешь представить, как там все тарахтит!!!" Приезжаю, а он не слышит, что там: "Вот это? Вот это чуть-чуть?!"

В Киев переехали в августе 2013. Еще недавно это была всего лишь мысль, какая-то идея, а в этом году я уже ни за что не отдам эту команду никому. До этого мы приезжали на тренировки в столицу из Донецка командой, ученики Игоря, просто знакомые, все вместе, все друг другу помогали: если заливаешь себе бензин, то пойди всем предложи, если кто-то заехал – нужно помочь с подкатом… У нас большая семья. Если долго нет тренировок или гонок и я где-то вижу дядю Толю, у меня столько радости! Он у меня ассоциируется с началом сезона: видишь дядю Толю, значит началось.

Мы занимаемся командным видом спорта, как ни крути. Твоя задача - пилотировать, а еще множество людей занимаются другими вопросами и ты не паришься где что, знаешь, что, к примеру, механик все посмотрит. Только начал нервничать, а он уже все починил. В какой-то момент все зависит только от пилота, но до этого проделывается много работы. Если бы довелось мечтать о команде, то мечтала бы именно о такой.
Команда создавалась, так как необходима была поддержка, сами не тянули. Объединившись, стало финансово проще решать многие вопросы потому что привлечь внимание к коллективу, а тем более женскому, проще, чем к одному человеку. Получилось здорово, но это не значит, что мы не будем рады появлению новых людей, доброжелателей. Готовы помогать друг другу, готовы помогать сами себе, готовы помогать соперникам, ведь без них будет неинтересно. В прошлом году когда собирали женский класс, чтобы он поехал. Работали над этим все той же компанией, готовы были на многое и в итоге, пусть и не много человек, но собрали. 

Гражданского мотоцикла у меня нет, только боевой. Соответственно по городу не езжу, потому что, во-первых - неинтересно, во-вторых - нет дорог. Следить все время за дорогой, движением - все это неинтересно, сложно и слишком много неоправданного риска. Ничему не учишься, при этом подвергаешь себя какой-то опасности. Да и битая я уже, обидный опыт.

В 2013 году мы попали в ДТП с товарищем на мотоцикле. Ехали на Фазере, не быстро, водитель спокойный, четыре полосы, большая дорога, несколько плавных затяжных поворотов… Навстречу дедушка решил то ли повернуть, то ли развернуться, то ли вообще непонятно что сделать. Я успела увидеть, как он просто стоит поперек дороги. Мотоцикл рассыпали на много больших кусков, сами не сильно пострадали, а врачи сказали: "Странно, что вы вообще живы".

Есть люди, которые говорят: "У меня скутер, зачем мне нормальный шлем? За хлебом ездить мне экипировка не нужна". Так вот в тот день мы фактически за хлебом ехали, куда-то недалеко, что-то забрать. Пустая дорога, я могла, казалось, вообще без ничего ехать. Из-за того, что у меня на тот момент на голове был плохой китайский шлем, который разлетелся на 3 части, как только голова коснулась асфальта, я сразу потеряла сознание и стерла 30% кожи, так как не могла ни крутиться, ни двигаться. А мой экип в это время лежал дома, так как мама строго-настрого запретила ездить по городу. Это произошло на объездной дороге в центре Донецка. Мы перекрыли все 8 полос. Там мотоцикл, там Никита, я вообще с другой стороны. А страшно стало только когда спустя время приехали за мотоциклом на штрафплощадку. У нас как раз за неделю до этого разбился товарищ, захожу на стоянку и сразу вижу его мотоцикл, который стоит без пластика, все кривое, но на своей подножке. Подходим ближе и лежит рядом с этим байком кусок мотора, чего-то еще, трубы завернуты, не поймешь, что это за части. Я не поняла, что это наш, смотрю и думаю, как же это нужно было умудриться, чтобы такое получилось… И тут Никита подходит и говорит: "Ну помоги, это надо загрузить". Я: "Это что, наш??" Он: "Да, вон еще три мешка стоит".

На самом деле, как раз за хлебом нужно ездить в максимальной экипировке. Некоторые заходят в салон ко мне: "Да я по треку не езжу, зачем мне экипировка?". Так вот, когда ты едешь по треку, от тебя зависит плюс-минус 60% ситуаций, 20% от механика, 20% остается на то, что от тебя уже не зависит. В городе от тебя вообще ничего не зависит, ну может 5-10%. На треке серьезных падений у меня пока не было. Нелепости всякие, когда очень устала, остановилась и приложилась на месте - этого хватало.

Та авария была очень несвоевременной. Вроде бы ничего страшного, но морально было очень обидно. Всю зиму собиралась, настраивалась, а тут просто на ровном месте по глупости… Я должна была участвовать в своей первой гонке, ДТП случилось в апреле, а вновь на мотоцикл я смогла сесть лишь в августе.

Важную роль в становлении пилота играет тренер. Здесь, как и в других видах спорта, ничего нового. Сейчас меня тренирует Ковалевский Игорь, хотя был момент такого себе "беспризорничества", когда я пыталась у всех чего-то нахвататься. Мне много помогали и "The Riders", и Михальчик, за что я им всем очень благодарна, ведь все это давало определенный результат. Но все-таки важно, чтобы в тебя вникал и с тобой постоянно работал конкретный человек и понимал, как ты двигаешься, что тебе говорить, как тебе говорить, постоянно с тобой работал.

Года три многие смеялись над Ковалевским, некоторые говорили, что он развел курятник и разве можно чему-то научить на YBR 125… Раз, помню, Ковалевский психанул, одел комбез, шлем, ботинки, сел на YBR и поехал. На нашем картинговом треке был рекорд, если не ошибаюсь - 40.2 секунды. А тут Ковалевский проехал за 44. Психанул и показал на что способна эта маленькая Ямаха. А девочки себя еще покажут, наш курятник скоро полетит.